«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности авиаперевозчиком Европы

Лайнер авиакомпании «Аэрофлот»

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Читайте также

Американская Delta Airlines возобновит полеты в Россию с мая
16:24

В правительстве задумались об отмене сертификации иностранных вакцин
15:19

«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности национальным перевозчиком Европы по версии отраслевого аналитического центра CAPA. Вопреки кризису компании удалось сократить издержки и успешно перезапустить свой лоукостер

Несмотря на двукратное падение рубля с лета 2014 года и сокращение туристического потока, российский национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» в четыре раза увеличил операционную прибыль и почти втрое сократил чистый убыток за 2015 год. Тем самым, по версии австралийского аналитического агентства CAPA, «Аэрофлот» занял второе место в списке наиболее успешных европейских авиакомпаний.

Свои финансовые результаты за 2015 год ПАО «Аэрофлот» опубликовало еще во вторник, 1 марта. С тех пор курс акций концерна на Московской бирже вырос почти на 13%, достигнув максимума с 28 февраля 2014 года — последнего торгового дня перед тем, как Совет федерации разрешил Владимиру Путину использовать Вооруженные силы на территории Украины.

Составитель рейтинга, компания CAPA, была основана в 1990 году в Сиднее как Центр Азиатско-Тихоокеанской авиации (ныне просто Центр авиации). Она является одним из крупнейших в мире информационно-аналитических порталов в авиаотрасли.

Запасливые летчики

Основной показатель, используемый при составлении ежегодного рейтинга успешных компаний — это операционная маржа, отношение между выручкой и операционной прибылью. При обороте в 415,2 млрд рублей и операционной прибыли в 44,1 млрд рублей, рентабельность «Аэрофлота» по основной деятельности выросла до 10,3% (с 3,5% в 2014 году).

Тем самым, «Аэрофлот» вошел в тройку наиболее успешных национальных перевозчиков Европы с операционной маржой свыше 10%.

В этом году рейтинг возглавил исландский перевозчик Icelandair с операционной рентабельностью в 11,9%. Флагманский перевозчик Исландии является сравнительно небольшой компанией с оборотом и прибылью в пять раз ниже, чем у «Аэрофлота». Выручка за 2015 год составила $1,13 млрд (+2,4%), а операционная прибыль — $135 млн (+71%). Рост загрузки и трафика, низкие цены на топливо и роль аэропорта Рейкьявика как важного хаба между Европой и Америкой позволили компании стать наиболее рентабельной из всех национальных перевозчиков континента.

Следом же за «Аэрофлотом» идет концерн IAG, объединяющий British Airways и Iberia Airlines — флагманских перевозчиков Великобритании и Испании соответственно. Выручка IAG в 2015 году составила €22,8 млрд (+13%), а операционная прибыль выросла до €2,33 млрд (+68%). Соответственно, рентабельность составила 10,2%. В целом, для концерна 2015 год оказался наиболее удачным за пять лет его существования.

«Потенциально четвертым игроком [с двузначными цифрами рентабельности] может стать греческая компания Aegean Airlines, которая пока не обнародовала итоги 2015 года, — подчеркивают аналитики CAPA. — В прошлом году она вообще была единственным членом этого клуба с рентабельностью 11,6%».

Если говорить о других европейских авиаперевозчиках-гигантах, рентабельность альянса Air France-KLM составила всего 3,1%. Lufthansa опубликует свои результаты лишь 17 марта. В целом по всему миру CAPA прогнозирует среднюю операционную маржу в 2015 году на уровне 8,2%.

Лазейка доходности

Успех «Аэрофлота» в 2015 году связан с девальвацией рубля, хорошей стратегией и эффективным контролем издержек, считает аналитик БКС Митч Митчелл. «Часть билетов продается за валюту, и из-за слабого рубля выручка росла быстрее, чем пассажирооборот», — рассказал РБК Митчелл.

Лоукостер «Победа», запущенный «Аэрофлотом» в конце 2014 года, стал 5-й авиакомпанией в России по пассажиропотоку в первый же год, говорит аналитик. «Спрос высокий и продолжает расти. Компания удачно запустилась в кризисный год, когда потребители стали внимательно смотреть на цены». Он добавил, что расходы на персонал выросли всего на 7% году году, при этом компания постоянно работает над повышением топливной эффективности.

В пятницу стало известно, что «Победа» в 2015 году добилась чистой прибыли в размере 37 млн руб. — при ожидавшихся убытках в 1,5 млрд руб. (по РСБУ). Среди причин называется интенсивное использование самолетов, экономия на топливе и персонале.

Кроме этого, у самого «Аэрофлота» существенная доля выручки номинирована в валюте (около 50%) и девальвация рубля привела к росту рентабельности, объясняет аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. Он также добавил, что менеджмент «Аэрофлота», помимо прочего, много лет работает над сокращением издержек в самом перевозчике и дочерних компаниях группы, и это также дает свои результаты.

Аналитики CAPA подчеркивают — на уверенные результаты «Аэрофлота» оказала влияние в том числе и уход с авиарынка России его конкурентов: «История вокруг «Трансаэро» только ускорила эту консолидацию, от которой «Аэрофлот», несомненно, продолжит извлекать пользу и в 2016 году».

Официальный представитель «Аэрофлота» заявил РБК, что подсчитанная CAPA статистика по уровню рентабельности соответствует стратегии развития «Аэрофлота». Любая крупная компания имеет амбиции стать лидером отрасли, добавил он. 

Источник: rbc.ru

Оставить ответ

*