Археологи нашли могилы мусульман времен Магомета во Франции

Археологи нашли на юге Франции могилы трех мусульман, похороненных у города Ним в 7 веке нашей эры, что говорит о присутствии «правоверных» за пределами Испании во времена стремительного расширения границ первого арабского Халифата.

. Раскопки на территории города Ним на юге Франции привели к неожиданному открытию – ученые нашли в его окрестностях сразу три могилы 7 века нашей эры, усопшие в которых были погребены по мусульманскому обычаю, что делает их ровесниками пророка Мухаммеда и первых калифов, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«Пока мы не можем точно сказать, были ли эти мусульмане «мигрантами» из Северной Африки или нет, но их присутствие на территории Франции скорее всего было связано с присутствием предков современных берберов в армии арабов. Мы не знаем, как они контактировали с местными жителями. С другой стороны, учитывая что один из этих мусульман был человеком в возрасте, вполне возможно, что он прожил в Ниме несколько лет до своей смерти», — заявил Ив Глезе (Yves Gleize) из университета Бордо (Франция).

Глезе и его коллеги совершили это удивительное открытие, которое говорит о стремительном распространении мусульман и исламской культуры после ее рождения в 7 веке нашей эры, изучая два десятка средневековых могил, найденных недавно на юге Франции во время постройки автопарковки.

Достаточно долгое время считалось, что мусульманские завоеватели, быстро покорившие будущую Испанию в 7-8 веке нашей эры, никогда не переходили через Пиренеи и не закреплялись на территории Франции благодаря легендарному поражению во время битвы при Пуатье, которое им нанесла армия Карла Мартелла, дедушки императора Карла Великого.

Как выяснил Глезе, это, вероятно, было не так – его археологической команде удалось найти в окрестностях города Ним сразу три могилы средневековых жителей юга Франции, похороненных по мусульманскому обычаю. В чем это проявлялось? Тела всех трех людей были повернуты в сторону Мекки, а их поза тела и устройство могилы были в целом аналогичны тому, как хоронили соплеменников арабы во времена существования первого халифата.

Радиоуглеродная оценка их возраста раскрыла необычную вещь – оказалось, что похороненные в этих могилах люди жили во Франции не в 12-13 веке, как изначально предполагали антропологи, а в 7-8 веках нашей эры, что делает их современниками пророка, «праведных»  калифов и калифов Омейядского халифата.

Столь необычный возраст останков заинтересовал ученых, и они решили раскрыть их личности, используя методы палеогенетики. Восстановив часть их ДНК, Глезе и его коллеги пришли к выводу, что они имеют дело не с арабами, а с берберами – предками племен кочевников, обитающих в горах Атласа и в других регионах Северной Африки сегодня.

Судя по анатомии и структуре «швов» черепа, в могилах было похоронено три мужчины – два относительно молодых человека, умерших в возрасте 20-30 лет в промежутке между 637 и 761 годами нашей эры, и пожилой бербер в возрасте 50 лет или более, который умер примерно в то же время. Все они, судя по различиям в их митохондриальной ДНК, вряд ли приходились родственниками друг другу по материнской линии.

Пока ученые не знают, в каких отношениях находились эти «правоверные» с местными христианами, однако они полагают, что они не были конфронтационными. В пользу этого говорит то, что мусульмане были захоронены на территории древнеримского «пригорода», примыкавшего к средневековому Лиму, и их могилы не были изолированы от других погребений в этом  участке местности. К примеру, между могилами двух из этих мусульман был похоронен христианин, живший в ту же эпоху.

Подобное открытие противоречит общепринятым представлениям о взаимоотношениях «франков» и «сарацин» – по всей видимости, местные «неверные» могли заключать союзы с мусульманскими завоевателями и приглашать их на свои территории для защиты от франкских королей, постоянно пытавшихся покорить южные районы Франции, что им удалось сделать только после битвы при Пуатье.

В принципе, такой сценарий соответствует тому, о чем рассказывает целый ряд редких и оспариваемых летописей, написанных франкскими и арабскими авторами в то время, что говорит в пользу того, что все могло происходить таким образом на самом деле, заключает Глезе.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*