Комета Чурюмова-Герасименко оказалась ровесницей Солнца

Планетологи из Франции проанализировали новую порцию данных о химическом составе кометы Чурюмова-Герасименко, собранных зондом «Розетта», и пришли к выводу, что она является ровесницей Солнечной системы, родившись примерно 4,6 миллиарда лет назад.1 / 2

. Новые данные с зонда «Розетта» помогли ученым вычислить возраст кометы Чурюмова-Герасименко и выяснить, что она является ровесницей Солнечной системы, родившись примерно 4,6 миллиарда лет назад, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Главной задачей зонда «Розетта», запущенного к комете Чурюмова-Герасименко в 2004 году, был поиск следов «первичной материи» Солнечной системы, а также оценка возраста кометы и раскрытие перипетий того, как формировалось ее ядро и «зародыши» всех существующих сегодня планет.

Оливье Мусис (Olivier Mousis) из университета Экс-Марсель (Франция) и его коллеги нашли ответ на второй из этих вопросов и, вдобавок к этому, измерили температуру протопланетного диска, где родилось наше светило, Земля и другие планеты, изучив состав включений во льде кометы Чурюмова-Герасименко при помощи приборов «Розетты».

Ученых интересовали не доли изотопов кислорода и водорода в кометных льдах и водяном паре в ее хвосте, а соотношение изотопов и молекул различных химических веществ – аргона, азота и угарного газа. Их пропорция, как рассказывают планетологи, является своеобразным «паспортом» небесного тела, который содержит в себе информацию о его возрасте и месте рождения.

Это связано с тем, что зерна льда, накапливавшиеся в протопланетной туманности, где родилось Солнце, жили совершенно разной жизнью в близких и далеких от светила уголках в первые эпохи жизни Солнечной системы. К примеру, аморфные частицы льда, попадавшие в «теплую» часть протопланетного диска, находившуюся в пределах орбиты Плутона, были растоплены излучением молодого светила и затем были заново заморожены, что заметно поменяло их состав.

Данный химический «паспорт» кометы Чурюмова-Герасименко показал, что она сформировалась в ближней части протопланетного диска, из «местных» запасов кристаллического водяного льда, практически одновременно с рождением самой Солнечной системы. Небольшое количество аргона и угарного газа в этих льдах показывает, что данная комета  родилась при очень низких температурах – примерно 40 градусов Кельвина, что составляет минус 233 градуса Цельсия.

Это очень важный вывод, который показывает, что комета Чурюмова-Герасименко и ее «соседки» из числа комет, обитающих в окрестностях орбиты Юпитера, действительно сформировались из первичной материи Солнечной системы, а не возникли в результате накопления межзвездных «льдинок» на ее дальних подступах уже после формирования Солнца.

С одной стороны, это хорошая новость – кометы действительно можно использовать для изучения тайн ранней Солнечной системы. С другой стороны, подобный сценарий ставит под вопрос то, как формировался Юпитер, в чьих недрах заметно больше всех трех веществ, чем в ядре кометы Чурюмова-Герасименко. Как надеются ученые, «Розетта» поможет найти ответ и на эту загадку.