Польские физики заявляют о готовящемся «блокбастере» на БАК

Польские физики-ядерщики заявляют о возможном открытии новой частицы на БАК, которую им удалось найти в следах редких вариантов распада так называемых В-мезонов на «тяжелых» собратьев электронов.

Физики из Польши проанализировали характер редких вариантов распада так называемых В-мезонов в Большом адронном коллайдере и раскрыли странности, которые могут указывать на существование частиц, не укладывающихся в Стандартную модель физики, сообщает пресс-служба Польской академии наук.

«Если говорить об этом открытии в терминах киноиндустрии, то мы можем сказать, что в прошлом у нас были лишь несколько «утекших» кадров из готовящегося и ожидаемого блокбастера. А теперь, образно выражаясь, БАК подарил и представил нам первый настоящий трейлер», — заявил Мариуш Витек (Mariusz Witek) из Института ядерной физики при Польской академии наук в Кракове.

Витек и его коллеги нашли потенциальные следы «новой физики» в виде новых частиц, чье существование не предсказывается Стандартной моделью, изучая данные, собранные при помощи детектора LHCb, установленного на Большой адронный коллайдер в Швейцарии.

Детектор LHCb был создан ЦЕРН специально для поиска не вписывающихся в Стандарнтую модель физики частиц, слишком тяжелых для того, чтобы искать их напрямую. Работающие на нем физики изучают поведение так называемых B-мезонов – необычных частиц, состоящих из b-кварка и какой-то другой элементарной частицы.

За последний год сразу несколько групп ученых, изучавших следы распада В-мезонов, нашли множество намеков на то, что этот процесс не всегда можно описать при помощи Стандартной модели физики.

Пока ни один из открытых феноменов – аномалии в распадах нейтральных странных В-мезонов и их «заряженных» собратьев, а также неодинаковая частота распада порождаемых ими таонов и мюонов, не получили статуса научного открытия из-за недостаточного количества накопленных данных.

Витек и его коллеги нашли еще одну подобную странность, наблюдая за тем, под каким углом разлетаются «осколки» В-мезонов при их распаде на два мюона, тяжелых «кузенов» электрона. Ученые открыли эти аномалии благодаря методике, разработанной одним из авторов статьи, которая позволяла им определять углы разлета для каждого продукта распада по отдельности, а не все вместе, что крайне сложно сделать при небольшом числе событий.

Пока раскрытый польскими физиками феномен не дотягивает до уровня «официального» открытия — статистическая значимость полученных результатов составляет 3,7 сигма, что заметно ниже «волшебной» для физики частиц отметки в пять-сигма. Поэтому ученые пока не могут заявить о том, что им удалось найти «дыру» в Стандартной модели физики.

Как полагают сами ученые, найденные ими аномалии можно объяснить существованием новой элементарной частицы, аналога Z-бозона, отвечающего за перенос слабых взаимодействий. Этот же бозон, по их словам, может объяснить нарушения в частоте распада таонов и мюонов. Витек и его коллеги надеются, что повторный запуск обновленного БАК поможет понять, действительно ли существует эта частица и нарушает ли она лекала Стандартной модели физики.