Ученые: частицы пыли в метеоритах могли возникнуть до рождения Солнца

Физики-ядерщики вычислили точные доли изотопов, которые производятся в ходе вспышек новых звезд, что поможет планетологам определить, как много звездной пыли содержат в себе древнейшие метеориты.

. Древнейшие метеориты на Земле могут содержать в себе пылинки, которые сформировались в своем текущем виде не в Солнечной системе, а ходе взрывов новых и сверхновых звезд, породивших «стройматериалы», из которых было «слеплено» Солнце и все планеты, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

«Эти частицы, которые мы можем найти в метеоритах, будут своеобразными «вестниками», которые были посланы к нам классическими новыми звездами. Обычно мы изучаем подобные вспышки, направив на них телескоп, а теперь у нас появилась возможность подержать в руках кусок такой звезды и изучить его состав, что дает нам гораздо больше возможностей», — заявил Кристофер Вреде (Christopher Wrede) из университета штата Мичиган в городе Энн-Арбор (США).

Вреде и его коллеги пришли к такому выводу, изучая доли редких изотопов в пылинках, заключенных внутри подобных «небесных камней». В них, как рассказывают ученые, химики часто находят крайне необычные доли разных элементов, которые не совпадают с типичными значениями для Солнечной системы, что заставляет многих планетологов считать, что метеориты и кометы могут содержать в себе материю, попавшую в Солнечную систему извне.

Авторы статьи нашли потенциальный источник этих зерен пыли, обратив внимание на одну особенность в их химическом и изотопном составе – необычное соотношение «обычного» кремния-28 и его крайне редкого «тяжелого» собрата кремния-30, который содержится в метеоритной материи в гораздо большем количестве, чем на Земле.

Как объясняют ученые, главным источником кремния-30 во Вселенной считаются так называемые новые звезды – пары из белых карликов и вращающихся вокруг них обычных светил, чью материю карлик периодически «ворует». Когда на карлике скапливается некая критическая масса водорода и гелия, его поверхность возгорается и на ней происходит мощный термоядерный взрыв.

В ходе этого взрыва рождается множество относительно тяжелых элементов, в том числе и кремний-30, а также связанные с ним фосфор-30 и сера-31. До настоящего времени ученые не знали, какое количество этих веществ рождается в ходе вспышек сверхновых, что мешало определению того, откуда взялись кремний-30 и другие редкие изотопы в первичной материи Солнечной системы.

Группа Вреде нашла ответ на этот вопрос, проследив за распадами другого редкого изотопа – хлора-31, который ученые недавно научились синтезировать в достаточно больших количествах в реакторах на Земле, сталкивая поток разогнанных ядер аргона-36 с пластинкой из бериллия.

Эти опыты помогли ученым вычислить соотношение различных ядер, производимых внутри сверхновых, и приступить к поиску их следов в пылинках, найденных в разных метеоритах. В ближайшее время  Вреде и его коллеги расскажут о результатах этих опытов на страницах научных журналов.