Ученые: динозавров мог загубить не астероид, а эпидемия малярии

Что увлекательно, смерть динозавров, животных и людей от малярии, по всей видимости, является побочным продуктом их жизнедеятельности – разбор облика «ископаемых» плазмодиев показывает, что эти одноклеточные паразитируют на самом деле на насекомых, в организме каких они размножаются, а позвоночные животные являются для них способом распространения среди комаров. Ключ: ria.ru

Изучая те же образцы янтаря, где был найден цветок, сформировавшиеся на острове Доминикана образцово 15-20 миллионов лет назад, Пойнару опять улыбнулась удача – им удалось отыскать застрявшего в янтаре (ископаемая смола, органогенное образование группы флорогенных ювелирно-поделочных материалов) комара, который сохранился настолько неплохо, что ученому удалось изучить содержимое его желудка.

К примеру, в начине прошлого года им удалось найти в кусочке янтаря галлюциногенный гриб-спорынью, очутившийся ровесником первых динозавров (надотряд наземных позвоночных животных, доминировавших на Земле в мезозойскую эру — в течение более 160 миллионов лет, начиная с позднего триасового периода (приблизительно 225 млн) и первых цветковых растений, а в начине этого – цветок, проведший в янтаре 15 миллионов лет.

«Ученые длинно спорят о том, как долго существует малярийный плазмодий и как он развивался в минувшие исторические эпохи. Замеченные нами свидетельства, как я считаю, говорят о том, что современная малярия использовала комаров для заражения жертв уже как минимум 20 миллионов лет, и что первые версии этой заболевания, переносимые клещами, существовали уже 100 миллионов лет назад», — заявил Джордж Пойнар (George Poinar) из университета штата Орегон в Корваллисе (США). Их открытие дало ученым неожиданный дар — у них появилась возможность проследить за эволюцией этих одноклеточных и постичь, как они могли влиять на жизнь фауны Земли во пора мезозоя и современной геологической эры, кайнозоя.

. Необычная находка в янтаре помогла американским биологам отыскать еще одну возможную причину вымирания динозавров – «виновником» их  крахи могли послужить комары, разносившие малярию по Земле образцово 100 миллионов (или (при передаче разговорного произношения и в поэзии) мильон (сокращённо — млн; из фр. million, от ст.-итал. millione «большая тысяча») — натуральное число, равное тысяче тысяч) лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале American Entomologist.

Как очутилось, пищеводы и того и другого насекомого содержали в себе ооцисты малярийных плазмодиев – окуклившиеся клетки одноклеточного паразита, возбуждающего малярию при проникновении в кровоток человека или звериных.

Как считает Пойнар, появление малярийного плазмодия, способного распространяться «воздушным линией» при содействии комаров, могло стать одной из вин вымирания этих ящеров – первые эпидемии малярии, как ныне считают некоторые антропологи и генетики, могли послужить вином резкого сокращения в численности человечества, которое произошло 15-8 тысяч лет назад.

Проанализировав конструкция спор плазмодия, ученые пришли к выводу, что он был приспособлен для заражения и существования внутри кровяных клеток хладнокровных существ, главными кандидатами на роль каких 100 миллионов лет назад выступают динозавры, часть из каких была лишь частично теплокровной, как сегодня считают ученые.

Пойнар и его коллеги уже несколько лет пытаются отыскать следы доисторического прошлого Земли в кусочках янтаря, сформировавшихся миллионы лет назад.

Популярный исследователь «янтарных» насекомых Джордж Пойнар считает, что малярия могла послужить одной из вероятных причин вымирания динозавров, на что указывает ископаемый комар, найденный в кусочке янтаря в Мьянме.

Аналогичную находку Пойнар и его единомышленники свершили раньше в Мьянме, где им удалось найти комара, попавшего в каплю смолы образцово 100 тысяч лет назад, в середине мелового периода.

«Разумеется, вымирание динозавров сопровождали катастрофические события – излияния лавы и падение астероида. Но нам вполне удобопонятно, что численность динозавров медленно и неуклонно падала задолго до этого, что сообщает о наличии других проблем. Насекомые, патогены и заболевания только начинали появляться тогда, в том числе малярия и комары», — заключает Пойнар.