Ученые из РФ предлагают «разглаживать» свет для розысков кузенов Земли

. Российские ученые из МФТИ и Института космических изысканий РАН нашли способ отделять излучение далеких звезд от свечения опоясывающих их планет при помощи особого коронографа, что позволит в грядущем напрямую видеть «двойников» Земли, о чем они пишут в статье, опубликованной в Journal of Astronomical Telescopes, Instruments, and Systems.

Физики из МФТИ и ИКИ РАН разработали необычную методику розыска и фотографирования «двойников» Земли у далеких звезд, которая позволит в грядущем заметно сократить расходы на создание коронографов — особых приборов, позволяющих изолировать свечение звезды от сияния самих планет.1 / 3

Это позволяет нам, в теории, увидать те планеты, которые вращаются вокруг него, и даже сфотографировать их. Два года назад НАСА огласило о возможности создания особого зонда-«подсолнуха» StarShade, какой будет играть роль такого коронографа для орбитального телескопа TESS, запуск какого намечен на 2017 год.

Сегодня в европейском каталоге экзопланет и его аналоге на сайте НАСА содержится почти две тысячи подтвержденных экзопланет, обитающих в почти 1,3 тысячи планетных системах.

Благодаря этому зачислению слабый луч как бы «разглаживает” свет сильного, что позволяет существенно убавить искажения в получаемой картинке, убрать случайные световые пятна и приметно повысить контрастность изображения, высокое значение которой необходимо для розыска «двойников» Земли (третья от Солнца планета) и еще меньших планет. Данный прибор, как объясняют ученые, расщепляет луч света, шагающий к нам от далеких светил, на две неравномерные части, одна из каких примерно в 10 раз ярче другой.

Вдобавок к этому ученые отворили еще несколько тысяч «горячих юпитеров», «суперземель» и потенциальных двойников нашей планеты, но пока не подтвердили их существование.

Эту проблему ученые пытаются разрешить сегодня оригинальным способом – используя особый «щит», коронограф на стиле науки, который закрывает диск светила, на который устремлён телескоп, от нашего взора.

Слабый луч проходит через особый набор линз, который корректирует и очищает свет, а затем сливается с немало мощным лучом.

«Благодаря использованию сравнительно простой оптической схемы мы можем получать контраст изображения, необходимый для ровного наблюдения планет земного типа. Конечно, по сравнению с зарубежными разработками наша система спрашивает более сложной системы управления, но вместе с тем она гораздо меньше зависит от показателей температурной стабильности, что существенно упрощает её эксплуатацию в космосе», — пояснил Тавров.

В дальнейшем ученые планируют создать лабораторный прообраз и провести с ним ряд экспериментов. «Мы хотим увидеть далёкие вселенные в телескоп, но это говорит о том, что и далекие вселенные тоже нас могут видеть. Достаточно небольшого опережения в технике, итого на 50 или 100 лет, чтобы делать это в разы буквальнее, чем это сейчас доступно нам», — заключает физик.

Как пишут Александр Тавров из Московского физико-технического института в Долгопрудном, число сравнительно небольших экзопланет, схожих по размерам с Землей, в этом каталоге сравнительно невелико – их обнаружение затрудняет то, что их тусклое свечение почти целиком «забивается» мощным потоком света (Света — женское имя) от светила. Российские ученые выяснили, что подобную операцию можно реализовать, не прибегая к запуску дорогостоящих и сложнейших космических «подсолнухов» и систем адаптивной оптики для наземных телескопов (прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путем сбора электромагнитного излучения (например, видимого света)), придумав способ усилить свет, исходящий от планет при поддержки особого «несбалансированного интерферометра».