Ученые нашли микроб, который защищает зубы от развития кариеса

Микробиологи из университета Флориды открыли необычные микробы, которые могут в будущем избавить человека от кариеса, защищая зубы от разрушения под действием кислот и подавляя рост кариозных бактерий.

Биологи из США открыли в микрофлоре рта человека необычных микробов, которые играют роль своеобразных «дворников» и которых в будущем можно будет использовать для защиты зубов от кариеса и роста кариозных бактерий, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied and Environmental Microbiology.

«Эти бактерии, разлагающие аргинин и другие кислоты, могут стать «мишенью» для терапий, подобных пробиотикам для микрофлоры кишечника. Мы можем ввести пробиотик в организм здорового ребенка или взрослого человека, которые предрасположены к развитию кариеса. И защитить их от разрушения зубов, способствуя росту данных микроорганизмов», — заявил Роберт Берн (Robert Burne) из университета Флориды (США).

Берн и его коллеги выяснили, что в микрофлоре рта человека обитает необычный штамм стрептококков, который одновременно играет роль «дворников» и «полицейских» нашей ротовой полости, изучая бляшки зубного камня на зубах у нескольких людей, не страдавших от кариеса несмотря на полное несоблюдение гигиены рта.

Как объясняют биологи, кариес появляется на поверхности наших зубов благодаря жизнедеятельности другого стрептококка — Streptococcus mutans, который выделяет большие количества кислот в слюну и на поверхность зубов.

Повышение кислотности слюны приводит к тому, что «цемент», склеивающий зерна эмали друг с другом, постепенно разъедается, и в возникающих в результате этого микротрещинах поселяются новые колонии бактерий, чье появление ускоряет процесс разрушения зуба и приводит к формированию кариозной полости.

Авторы статьи обнаружили, что другой стрептококк, который пока носит условное название «А12», мешает размножению Streptococcus mutans и выделению ими аргинина. Как показали эксперименты на культурах этих микробов, А12 выделяет в окружающую среду большие количества перекиси водорода и ряда особых ферментов, которые блокируют работу критически важных «конвейеров» по производству белков в кариозных микробах.

Вдобавок к этому, эти полезные бактерии нормализуют кислотно-щелочной баланс, разлагая молекулы мочевины и аминокислоты аргинина, содержащиеся в слюне, на углекислоту и аммиак. В свою очередь, аммиак соединяется с молекулами кислот и нейтрализует их, что дополнительно улучшает состояние ротовой полости и зубов.

Как полагают ученые, дальнейшее изучение А12 поможет нам понять, как можно стимулировать рост этих микробов и заставлять их активнее подавлять Streptococcus mutans и других кариозных бактерий. В будущем, мечтает Берн, человечество сможет бороться с кариесом, при помощи простых пилюль с культурами А12 или стимуляторами их роста.