Ученые разъяснили аномальное таяние ледников Гренландии

По кое-каким оценкам, Исландский плюм очень древний и может насчитывать возле 250 миллионов лет.

«Гренландия представляла собой крепкую плиту континентального типа с толщиной литосферы около 200 километров, какая изолировала верхние части коры от тепла из мантийных глубин. Под воздействием Исландского плюма показался участок (1200 километров длиной и 400 километров шириной), где толщина литосферы составила немного 100 километров. В этой части образовался аномальный тепловой поток, существование какого подтверждается другими данными и объясняет наблюдаемое таяние и движение льдов», — приводятся в извещенье слова одного из соавторов статьи, завлабораториями НГУ и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Ивана Кулакова.

Благодаря движению литосферных плит сейчас над ним есть Исландия, и вулканическая активность в этой стране напрямую связана с его месторасположением.

Таяние ледяного панциря связано с событиями 80–35-миллионной давности — прохождением Гренландии (остров на северо-востоке Северной Америки) над древним мантийным плюмом — горячей струей мантийного вещества, какая пробивает литосферу и выходит на поверхность Земли (третья от Солнца планета), образуя вулканы.

«Ученые связали уменьшение массы ледяного панциря в наши дни с событиями 80–35-миллионной давности — прохождением Гренландии над древним мантийным плюмом (горячей струей мантийного вещества, какая пробивает литосферу и выходит на поверхность Земли, образуя вулканы)», — говорится в извещенье. Теоретические оценки показывали, что исходящее из недр Земли тепло на поверхности литосферы континентального образа не может вызвать достаточную для плавления льда температуру.

Ученый отметил, что изыскание, проведенное под руководством сотрудников Института физики Земли имени Шмидта Ирины Рогожиной и Алексея Петрунина, какие работают в Немецком центре геонаук (GFZ) в Потсдаме, и опубликованное в престижном журнале Nature Geoscience, представило геофизические доказательства, что на уменьшения массы глетчеров Гренландии влияют не только быстрые вариации климата на Земле, но и отголоски крупномасштабных событий в глубинной мантии, выходившие десятки миллионов лет назад.

В сообщении поясняется, что как считалось ранее, таяние льда выходит только в узкой прибрежной области Гренландии, однако проведенные в 2001 году радарные измерения показали, что и под центральной долей острова между льдом и коренными породами существует прослойка талой воды, какая образует огромные озера и подледные реки. Однако миллионы лет назад над плюмом «проплывала» Гренландия, помечают ученые.

Международная группа ученых-геофизиков, в числе которых специалист из Новосибирска, отыскала объяснение аномальному таянию ледяного панциря в центре Гренландии, говорится в извещенье пресс-службы Новосибирского госуниверситета (НГУ).