Ученые выяснили, как вирус Зика убивает клетки грядущего мозга зародыша

Кригштайн и его коллеги выяснили, отчего это происходит, вырастив в пробирке миниатюрные подобия развивающегося мозга из стволовых клеток, и проанализировав то, как выделяется структура поверхности у клеток будущей коры, которую уничтожает вирус Зика, и иных нервных тканей, которые он почти не трогает.

Это, по словам Кригштайна, в принципе позволяет биться с последствиями заражения вирусом Зика, избирательно блокируя труд AXL во время беременности.

«AXL не является единственным рецептором, какой связан с вирусом Зика – теперь мы должны изучить роль иных и показать, что его блокировка действительно может предотвратить заражение этой заболеванием», — заключает Кригштайн.

«Несмотря на это открытие, мы до сих пор не соображаем, почему вирус Зика столь хорошо заражает клетки грядущего мозга в зародыше. Возможно, что он легко проникает через барьер между плацентой и плодом, или возможно, что вирус легче проникает в эти клетки, чем иные похожие на него патогены», — заявил Арнольд Кригштайн (Arnold Kriegstein) из университета Калифорнии в Сан-Франциско (США).

Ключ: ria.ru Как признает ученый, осуществить подобную идею будет не так попросту, так как данный клеточный рецептор задействован в процессе деления и выживания стволовых клеток (структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов и вироидов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни), обладающая) мозга, и его отключение может повергнуть к не менее фатальным последствиям, чем заражение вирусом Зика.

Как очутилось, так называемые радиальные глиальные клетки, основа будущей коры плода, покрыты большим количеством этих рецепторов во время второго триместра, когда мозг грядущего ребенка начинает стремительно развиваться.

На более поздних стадиях развития отростки AXL целиком исчезают с поверхности «взрослых» нейронов, что делает их заметно немного уязвимыми для вируса Зика.

В начале марта этого года нейрофизиологи из США заявили, что вином развития микроцефалии у ребенка при заражении беременных дам вирусом Зика является то, что частицы этого патогена по каким-то неведомым винам хорошо проникают в стволовые клетки, «заготовки» будущей нервозной ткани, и вызывают их массовую гибель.

Результаты этих розысков оказались неожиданными – оказалось, что вирус (неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток) Зика проникает в «заготовки» нейронов при поддержки того же самого клеточного рецептора AXL, который он и родственный ему вирус лихоманки Денге используют для проникновения в клетки кожи при первичном заражении. Нейрофизиологи и молекулярные биологи из США открыли механизм заражения мозга зародыша вирусом Зика, который одновременно объясняет, отчего вирус не оказывает почти никакого действия на мозг взрослых людей и уже родившихся детей, и вызывает микроцефалию у детей в утробе маме.1 / 2

. Вирус Зика убивает стволовые клетки в мозге плода, но не оказывает почти никакого действия на мозг взрослых людей и детей по той вину, что на поверхности «взрослых» нейронов отсутствуют особые выступы, за какие цепляются частицы патогена, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Stem Cell.